Почему Philips ушла с рынка потребительской электроники?

Илья Хель

В истории развития пользовательской электроники есть два производителя, которые потратили больше времени на оправдание существования собственных продуктов, чем на попытку идти в ногу со временем. Это Nokia и BlackBerry. Philips же поставила точку в своей истории совершенно сознательно. Что случилось?

Утюг Philips

Во вторник стало известно, что Philips продала остатки своего некогда основного бизнеса японской Funai Electric. На голландскую компанию навалились убытки за четвертый квартал, расходы на реструктуризацию и штраф за фиксирование цен. Теперь Philips больше не производит аудио-, видео- и мультимедиа аксессуары, оставив себе лишь медицинское оборудование и осветительные приборы. Если бы не все это, цена, которую заплатили японцы, могла бы навести на мысли о рейдерстве: 150 миллионов евро и плата за лицензирование бренда.

Этот шаг поставил точку в истории 80 лет инновационных, но со временем все более тусклых разработок в сфере бытовой электроники, промышленности.

В 1930 годах Philips была крупнейшим в мире поставщиком радиооборудования. Голландская компания изобрела аудиокассеты в 1963 году, первый видеомагнитофон в 1972 году, а к компакт-дискам пришла в 1983 году. В 1970 году Philips проиграла легендарную битву японскому стандарту видеокассет VHS, а с 1980 года началось падение в пропасть, имя которой Интернет.

Несмотря на постоянный спад влияния на рынке пользовательской электроники в течение многих лет, параллельный уход из сегментов телевизионного и сотового рынка, Philips изо всех старалась генерировать достаточно большую прибыль от своего бизнеса.

Франс ван Хаутен (Frans van Houten), исполнительный директор Philips Electronics, выступил на объявлении результатов за год в Амстердаме 29 января 2013 года.

«Поскольку у нас есть онлайн-развлечения, люди больше не покупают Blu-ray и DVD-плееры».

Ван Хаутен, возглавивший Philips почти два года назад, сосредоточил свои усилия на упорядочение компании в работе с узким кругом деятельности. Например, на разработке больничных сканеров и светоизлучающих диодов, которые используются в системах освещения крупных объектов (Эмпайр-Стейт Билдинг в Нью-Йорке). При этом Philips продолжает делать такие продукты для нас с вами, как бритвы и кофе-машины.

Philips сообщила, что убытки в четвертом квартале составили 358 миллионов евро (для сравнения: за тот же период 2011 года убытки составили 162 миллиона евро), поэтому в 2013 году старт продаж будет очень тугим.

Ранее компания предупреждала инвесторов, что потребуются деньги на реструктуризацию в размере 380 миллионов евро, а также на выплату штрафа в 509 миллионов евро за махинации на рынке европейского телевидения, которые проводились с 1990 года. Philips, конечно же, обжалует штраф. Годом ранее убытки на рынке телевидения в размере 272 миллиона евро заставили компанию серьезно задуматься.

Итак, убытки за прошлый год составили 1,29 миллиарда евро, а чистая прибыль — 231 миллион евро. Чистая прибыль для акционеров составила 226 миллионов евро в сравнении с 1,3 миллиарда евро в прошлом году. Каково?

Сложные экономические условия и американская суета в отношении налоговой политики привели к тому, что в начале 2013 года, по словам ван Хаутена, продажи пойдут очень туго. Но к 2014 году компания сэкономит уже 1,1 миллиарда евро. Philips идет к успеху. Новые продукты появляются на рынке на 40% быстрее, чем в прошлом.

Теперь компания полностью сосредоточится на медицинской промышленности и будет вести жесткую конкурентную политику. Продажи медицинского оборудования составляют 40% выручки Philips, светового оборудования — 32%, а пользовательской техники — 26%.

Стоит отметить, что одним из самых серьезных конкурентов Philips сейчас считается General Electric, которая собирается совершить переворот в медицине.

Источник: The Wall Street Journal